Кто такой штурман в машине?

Кто такой штурман?

Штурман — это тот, кто профессионально управляет каким-либо транспортом. Этот специалист может управлять, например, подводным транспортом, либо самолетом.

Штурман — кто это?


Название профессии пришло из немецкого языка. В дословном переводе — «человек руля». Главная обязанность представителя профессии — направление транспортного средства по установленному курсу и отслеживание состояния местности.

Штурман может работать и на воде, и в воздухе, и на суше. Без этого специалиста невозможно представить управление кораблем, авиатранспортом и даже гоночным автомобилем на ралли.

Обязанности штурмана

Спектр обязанностей специалиста зависит от места его работы.

Если он служит на флоте, то у него следующие обязанности:

  • планирование маршрута;
  • расчет траектории движения;
  • внесение данных о пути следования на специальные носители;
  • отслеживание работы оборудования.

Иногда штурмана на корабле называют капитаном — это не ошибка, а более широкий термин для названия его деятельности. Он организовывает работу экипажа и прокладывает маршруты.

Штурман в авиации — это один из членов летного состава, обязанности которого заключается в следующем:

  • отслеживание показателей навигационной техники;
  • прокладка курса;
  • разметка маршрута на карте.

Также штурман — это тот, кто работает с боеприпасами и ведет аэросъемку, если выполняется боевой вылет.

Еще одна особенность авиационного штурмана — это то, что профессия включает в себя множество узких специализаций:

  1. испытатель;
  2. оператор;
  3. инструктор;

Штурман и его знания также необходим и в гоночном спорте. Здесь его обязанности включают в себя следующее:

  • проведение подготовительных мероприятий;
  • помощь пилоту с выбором направления движения, скоростью;
  • общение с судейской коллегией;
  • знакомство с местностью, составление примерного маршрута.

Чтобы выполнять свои обязанности, нужно знать:

  • картографию;
  • устройство и особенности навигационных приборов;
  • принципы использования навигационных средств;
  • принятую терминологию и специальные обозначения.

Требования к квалификации штурмана

Для работы в качестве штурмана нужно иметь профильное образование, а также хорошее состояние здоровья и физическую подготовку.

Медицинские противопоказания:

  1. заболевания сердечно-сосудистой системы;
  2. болезни органов дыхания;
  3. проблемы опорно-двигательного аппарата;
  4. нарушения слуха или зрения;
  5. нервные и психические расстройства;
  6. страх высоты, замкнутых пространств.

Штурман — это ещё и тот, кто в некоторых случаях совершает международные маршруты, поэтому ему необходимо владеть иностранным языком. Чаще всего работодатель удовлетворяется знанием английского языка, но возможны ситуации, когда нужен какой-то определенный язык.

Где выучиться профессии штурман


Работать по этой специальности может только специалист с высшим образованием. Нет ни одного дистанционного или очного курса, после которого можно выходить в рейс или сопровождать пилота во время ралли.

Для получения диплома необходимо определить будущий профиль, а после этого поступать в соответствующий университет: авиационный, водного транспорта, транспортный или путей сообщения.

Вузы с соответствующей специальностью есть практически в каждом крупном городе.

5 вузов, где можно выучиться на штурмана:

Образовательная программа каждого направления обязательно включает производственную практику. Это позволяет быстрее устроиться на работу по окончании обучения.

Карьерные перспективы штурмана

Авиационный штурман может занять должность командира воздушного судна. Специалист, который служит во флоте, может стать либо главным штурманом, либо развиваться по командирской линии.

Представители обеих специальностей могут начать административную карьеру в своей отрасли.

Личностные качества штурмана

Профессиональный штурман — это тот, кто обладает следующими качествами:

  • аналитический склад ума;
  • техническое мышление;
  • внимательность и наблюдательность;
  • умение быстро ориентироваться в ситуации;
  • навыки организатора;
  • ответственность;
  • дисциплинированность.

Уровень зарплаты штурмана


Зарплата специалиста широко варьируется в зависимости от обязанностей, уровня подготовки и опыта.

По информации сервисов по поиску сотрудников, штурман может рассчитывать на следующую зарплату:

  • Минимальная — примерно 40 тысяч рублей.
  • Максимальная — от 90 тысяч рублей.

Плюсы и минусы профессии штурман

Плюсы:

  • интересная деятельность;
  • возможность увидеть новые города и страны.

Минусы:

  • сложные условия труда;
  • длительные командировки.

Школа безопасного вождения АСпорт

Меню навигации

  • Форум
  • Участники
  • Правила
  • Регистрация
  • Войти

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Школа безопасного вождения АСпорт » Ралли » Кто такой штурман и с чем его едят?

Кто такой штурман и с чем его едят?

Сообщений 1 страница 30 из 90

Поделиться12010-08-16 16:06:37

  • Автор: Донна Анна
  • Клуб АСпорт
  • Откуда: Нерезиновая
  • Зарегистрирован : 2010-04-20
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2039
  • Уважение: [+587/-2]
  • Позитив: [+557/-0]
  • Пол: Женский
  • Возраст: 42 [1978-11-19]
  • Провел на форуме:
    15 дней 19 часов
  • Последний визит:
    2013-10-22 17:00:47

Думаю, пора внести ясности в этот вопрос, потому как перечень обязанностей заявленного в теме существа явно сильно шире, чем может показаться среднестатистическому. да что уж там обезличивать. да хоть бы и чем лично мне может показаться! .

Чисто поржать. За мою недолгую жизнь чем-то штурманоподобным мне доводилось быть только в быту, и самый яркий пример, который мне в этом качестве запомнился — это когда я, сидючи вторым номером позади водителя мотоцикла, и уцепившись за него ногами (чтобы освободить руки для карты) орала сквозь нерадиофицированный шлем (и свой, и водителя) что-то вроде «На следующем повороте направо. Сейчас направо. Направо! Направо!! Поворачивай! Куда едешь. Раскудри твою налево через карамысло. » Видимо, на самом деле это не совсем то .

Поделиться22010-08-16 17:49:54

  • Автор: Матвей
  • клуб АСпорт
  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован : 2010-04-09
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 1591
  • Уважение: [+596/-3]
  • Позитив: [+660/-7]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 44 [1977-01-25]
  • Провел на форуме:
    22 дня 16 часов
  • Последний визит:
    2013-11-07 00:21:58

Штурман — тот кто отвечает за управление, Прокладывание курса, Навигацию.

В автоспорте, штурман это второй пилот (2-й водитель) в экипаже. Как правило — это ралли (рейды, марафоны).

Для штурмана гонка начинается задолго до старта. Его задача узнать и просчитать по минутам дорогу до места проведения соревнования с учетом всех особенностей местности, страны, погоды, расписания паромов и т.д. и т.п.

В самой гонке, штурман управляет автомобилем. Да да! Я не ошибся.
Только делает он это своим ГОЛОСОМ. Ну собственно, его задача подавать четкие и своевременные команды 1-му пилоту.
В классическом ралли эти команды записываются последовательно в штурманскую тетрадь на прописи (ознакомлении с трассой) под диктовку 1-го пилота и называется это СТЕНОГРАММОЙ.

Есть еще очень много особенностей, тонкостей и нюансов. Поэтому задавайте вопросы, так будет проще.

Поделиться32010-08-17 14:10:39

  • Автор: AkoMsk
  • Клуб АСпорт
  • Зарегистрирован : 2010-04-09
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 831
  • Уважение: [+158/-3]
  • Позитив: [+287/-2]
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    8 дней 10 часов
  • Последний визит:
    2012-04-03 14:40:31

Матвей Козлов
Вопрос из зала.
Зачем нужен терратрип, требующие ковыряния в автомобиле, если есть навигаторы, способные, пусть с точность в десятки метров, но рассчитывать расстояние, пройденное автомобилем?

Поделиться42010-08-17 14:18:25

  • Автор: Донна Анна
  • Клуб АСпорт
  • Откуда: Нерезиновая
  • Зарегистрирован : 2010-04-20
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2039
  • Уважение: [+587/-2]
  • Позитив: [+557/-0]
  • Пол: Женский
  • Возраст: 42 [1978-11-19]
  • Провел на форуме:
    15 дней 19 часов
  • Последний визит:
    2013-10-22 17:00:47

Матвей Козлов
AkoMsk
Угу. и в догонку ещё вопрос из зала — что такое «терратип» и как оно действует?

Читайте также  Как подкачать колесо на машине?

Поделиться52010-08-17 14:23:59

  • Автор: Матвей
  • клуб АСпорт
  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован : 2010-04-09
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 1591
  • Уважение: [+596/-3]
  • Позитив: [+660/-7]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 44 [1977-01-25]
  • Провел на форуме:
    22 дня 16 часов
  • Последний визит:
    2013-11-07 00:21:58

что такое «терратип» и как оно действует?

Это прибор типа одометра, только точнее — меряет пройденное расстояние с точностью до метра (нескольких метров).
У него есть встроенные часы с секундомером. Исходя из данных времени и показаний датчиков он может считать скорость фактическую и среднюю, например.
Там много функций для работы со временем и расстоянием, а это нужно для того, чтобы штурману не приходилось возить с собой калькулятор

Зачем нужен терратрип, требующие ковыряния в автомобиле, если есть навигаторы, способные, пусть с точность в десятки метров, но рассчитывать расстояние, пройденное автомобилем?

Ну во-первых, когда борьба идет за сотые доли секунд, такая точность не подходит.
Во-вторых навигаторы не всегда четко фиксируют полную остановку и стоянку автомобиля, продолжая считать скорость, расстояние и время в движении, хотя авто не двигается.
в-третьих, у навигаторов есть нехорошая зависимость от спутников.
Терратрип и иже с ними, обладает точностью до метра, считает все что нужно сам, достаточно прост, а значит надежен (хотя бы с точки зрения ПО), может брать показания с 2-3 датчиков одновременно — это страховка на случай обрыва провода или выхода из строя одного из датчиков.
Ну и просто это прибор узкой направленности, «заточенный» под конкретные цели, а значит более удобен, не требует перепрограммирования или адаптации.

Хотя и навигаторы тоже используются, например в Р3К и ралли-марафонах.

Штурман это. Определение, специфика профессии

Поговорим о профессии-мечте многих мальчишек? Узнаем, кто это — штурман в небе, корабле, космосе и на авторалли?

Кто он?

Слово произошло от нидерл. stuurman. Это композиция из двух слов: stuur — «руль», man — «человек». Штурман — это профессия, должность, специальность, профессиональное звание, вид деятельности члена экипажа корабля, воздушного судна, космического устройства или гоночного автомобиля, чья главная задача — ориентация на местности, контроль за следованием по заданному курсу.

Таким образом, профессия напрямую связана с управлением транспортом:

  • Водным на флоте.
  • Автомобильным на различных ралли.
  • Воздушным в авиации.

Кроме того, в некоторых произведениях научно-фантастического жанра штурманы — это навигаторы космических кораблей. Может быть, когда-нибудь эта профессия станет реальной.

Штурман на флоте

Здесь штурман — это специальность, связанная с управлением транспортом: надводным (судно, корабль) или подводным (батискаф, подлодка). Присваивается звание представителям судоводительской специальности. Обязанности у них на флоте следующие:

  • Прокладка курса.
  • Исчисление перемещений.
  • Отображение следования корабля на карте.
  • Контроль за исправным функционированием приборов навигации.

В бытовом плане морской штурман — это капитан судна, корабля, иного плавательного средства; человек, умеющий самостоятельно или с помощью команды управлять надводным, подводным транспортом.

Профессия появилась в эпоху Великих географических открытий как следствие изобретения навигационных приборов. Поэтому был необходим человек, умеющий ими пользоваться, отлично знающий математику, астрономию, лоцманское дело. В России же начало централизованной штурманской службе было положено 25 января 1701 года согласно повелению Петра Великого.

Среди знаментитых навигаторов можно отметить С. И. Челюскина, Ф. Розмыслова, А. И. Велькицкого, В. И. Альбанова. В нашей стране профессиональный праздник штурманов ВМФ отмечается 25 января.

Штурман в авиации

В авиационном деле деле бортштурман — это одна из должностей летного состава. Его обязанности следующие:

  • Проложение маршрута.
  • Отметка передвижения на карте — топографической или цифровой.
  • Контроль за работой навигационных устройств.

В военного типа авиации задачи летчика-штурмана несколько иные: прицеливание и сброс бомб, ведение фотосъемки, наведение и дальнейший спуск ракет. Кроме того, здесь есть такая профессия, как штурман-оператор — специализация более узкая, которая никак не связана с навигацией.

Штурман порой дублирует летчика, для чего проводится специальное его обучение управлению летательным аппаратом. В нашей стране можно встретить следующие узкие специализации внутри данной профессии:

  • Испытатель.
  • Оператор.
  • Инструктор.
  • Главный инспектор.
  • Старший инспектор.
  • Ведущий инспектор.
  • Штурман воздушного судна.
  • Штурман авиационной эскадрильи.
  • Старший авиационного училища.
  • Старший авиационного предприятия.
  • Старший авиационного центра.
  • Главный штурман.
  • Флагштурман.

Профессиональный праздник представителями профессии отмечается 24 марта — это день создания центральной аэронавигационной станции в 1916 году.

Штурман на ралли

Здесь штурман — это второй член экипажа, который должен следить за маршрутом по карте, дорожной книге, стенограмме, смысл чего в том, чтобы давать водителю необходимые инструкции по передвижению. Характерна такая роль не только для ралли-рейдов, но и для классического ралли, только в последнем случае штурман уже не занят ориентированием. Его обязанности: соблюдение нормативов по времени и скорости, контроль записей в штурмановской тетради или на карте, общение с судьями.

Перечислим общие задания штурмана в гоночном спорте:

  • Подготовка к соревнованию: разбирается в правилах, судейских документах, высчитывает необходимую скорость передвижения, составляет маршрутный лист.
  • Взаимодействие экипажа с судейской командой.
  • Составление стенограммы — «легенды» трассы. В случаях, когда предварительное знакомство с картой невозможно, ориентируется на дорожную книгу (стенограмму, написанную организаторами).
  • Соблюдение графика скорости прохождения трассы.
  • Ориентация на незнакомой местности.
  • Указания пилоту на направление, скорость и характер движения.

Есть штурман на корабле, воздушном судне, экипаже гоночного автомобиля. Причем везде это ответственная и нужная специальность, требующая немалых знаний, выдержки, развитой интуиции и опыта.

Как привести самолет к цели

В 2000 году в нашем календаре праздников появился День штурмана Военно-воздушных сил России. Приказом главнокомандующего ВВС РФ датой праздника был установлен день 24 марта. Сегодня бортовое оборудование переходит на сложнейшую электронику и жидкокристаллические экраны, но военной авиации штурман все еще необходим.

Первые авианавигаторы

Авиационных штурманов иногда называют «мозгом авиации». Именно они могут привести самолет к цели с точностью до секунды даже без спутниковой навигации. Военный штурман может вручную рассчитать высоту и скорость бомбометания, определить точку сброса и при этом одновременно собирать данные о скорости и направлении ветра, сносе машины, об облаках, воздушных потоках и многом другом.

24 марта выбрано датой празднования дня авиационного военного штурмана неспроста. Дело в том, что именно в этот день в далеком 1916 году подписан приказ о формировании в России Центральной аэронавигационной станции.

Но можно с уверенностью сказать, что профессия штурмана имеет еще более долгую историю. Истоки ее относят к 1701 году, когда Петр I учредил в Москве школу математических и навигационных, «мореходных хитростных искусств учений». В те далекие времена даже не могли представить, что спустя два столетия специалисты, знающие навигацию, будут бороздить не только моря, но и воздушные просторы. А ведь именно принципы, заложенные в петровской навигационной школе, использовались позже при подготовке воздушных штурманов.

Уже в ходе Первой мировой войны активно использовалась военная авиация и в России была создана Центральная аэронавигационная станция. В то время еще не существовало точных приборов, которые помогали летчикам прокладывать маршрут. Поэтому первые штурманы-авианавигаторы вели ориентировку в воздухе по земным объектам: сличали карту с местностью, опознавали ориентиры и указывали рукой летчику направление дальнейшего полета. Инструменты, которые в своей работе использовали аэронавигаторы, сейчас можно увидеть только в музеях военной авиации.

Читайте также  Как улучшить тепло в машине?

Главный штурман страны

В 20-е годы прошлого столетия штурманы-аэронавигаторы была приравнены к летному составу. Имена некоторых из них навсегда остались в истории авиации. Это, например, штурманы дальней бомбардировочной авиации Владимир Балашов и Анатолий Бурденюк, экипажи которых под командованием командиров Маслова и Гастелло на четвертый день Великой Отечественной войны совершили первый в мире огненный таран по наземным целям, направив свои горящие самолеты в колонны немецких войск.

Огромный вклад в развитие штурманской службы ВВС у нас в стране внес Борис Стерлигов, который считается отцом-основателем штурманской службы в структуре отечественной военной авиации.

Еще в 1929 году Борис Стерлигов с экипажем во главе с командиром Семеном Шестаковым совершил авиаперелет из Москвы в Нью-Йорк. Тогда, через Сибирь и Аляску на самолете АНТ-4 «Страна Советов», они преодолели более 20 тысяч километров за 141 летный час и 29 октября 1929 года приземлились в Нью-Йорке. Весь этот долгий путь штурман Борис Стерлигов прокладывал маршрут, используя лишь компасный курс и наземные ориентиры, не имея никаких радиотехнических средств.

После этого Борис Стерлигов стал главным штурманом Военно-воздушных сил и руководил штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время он успел разработать собственную методику самолетовождения по компасу, участвовал в разработке специальных барометрических измерителей высоты и определителей скорости самолета, солнечного курсоуказателя, навигационного визира.

Именно благодаря личному обращению Бориса Стерлигова к руководству ВВС в 1930 году проводится организация аэронавигационной, аэрофотосъемочной и метеорологической служб.

Без курса «ноль»

С тех пор техническое оснащение самолетов сильно изменилось. Но несмотря на это, роль штурманской службы по-прежнему высока, особенно в военной авиации. Если на гражданских самолетах с развитием техники все чаще отказываются от штурмана в составе экипажа, то на военных летательных аппаратах новейшее оборудование еще не может в полной мере заменить штурмана. Ведь даже если все приборы навигации выйдут из строя во время боя, опытный штурман способен проложить маршрут и без них.

Современные самолеты оснащены сложным прицельно-навигационным оборудованием. Оно позволяет решать широкий круг задач по воздушной навигации и боевому применению, причем при различных погодных условиях и в разных географических районах. Оно помогает авиационному штурману «вести» самолет, но также требует от специалиста высокого уровня подготовки и профессионализма.

Так что, как утверждают многие эксперты, хоть штурманы гражданской авиации и «уходят в историю», в военной авиации штурман востребован во всех родах военной авиации: фронтовой бомбардировочной, дальней, военно-транспортной, армейской авиации. Штурман-второй член экипажа нужен на таких современных вертолетах и самолетах, как Ка-52, Ми-28, МиГ-35, Су-34, МиГ-31 и других. В их кабине он – не только навигатор, но и член экипажа, обеспечивающий обнаружение, захват и уничтожение цели управляемыми ракетами с телевизионным, лазерным, командным и другими видами наведения.

В будущем роль штурмана видится в качестве оператора сложных компьютеризированных систем и комплексов вооружения и навигации, в том числе и беспилотников.

Как говорится, в штурманском деле не бывает курса «ноль». И в наши дни штурманская служба придерживается своего прежнего курса – направлена на обеспечение безопасности полетов, навигации и боевого применения летательных аппаратов.

События, связанные с этим

Специалисты «РТ-Химкомпозита» улучшили качество авиационного остекления

Словари

191 штурм

1. Решительная атака войск на сильно укрепленные позиции или опорный пункт противника.

Упорные, решительные действия с целью добиться желаемых результатов.

ШТУРМ, штурма, муж. (нем. Sturm). Решительная атака укрепленной позиции, преим. крепостного типа.

|| перен. употр. для обозначения решительных, активных действий для достижения чего-нибудь (неол.). «…Империализм привел не только к тому, что революция стала практической неизбежностью, но и к тому, что создались благоприятные условия для прямого штурма твердынь капитализма.» Сталин. Альпинисты отправились на штурм неприступных хребтов.

1. Приступ, решительная атака укреплённой позиции, крепости. Идти на ш. (также перен.). Взять штурмом (также перен.).

2. перен. Вообще решительное наступление на что-н. Ш. горной вершины.

| прил. штурмовой, -ая, -ое (к 1 знач.). Штурмовая авиация (фронтовая авиация, предназначенная для атаки с небольшой высоты). Штурмовая лестница (в старину: для взятия крепостных стен штурмом).

ШТУРМ 1́ , -а, м То же, что атака;

А в 1946 году еще других староверов, из какого-то забытого глухого монастыря выбитых штурмом нашими доблестными войсками (уже с минометами, уже с опытом Отечественной войны), сплавляли на плотах по Енисею (Солж.).

ШТУРМ 2́ , -а, м То же, что приступ.

Штурм Кенигсберга затянулся на несколько дней.

ШТУРМ -а; м. [нем. Sturm]

1. Решительная атака крепости, укреплённой позиции противника. Подготовка к штурму. Идти, бросаться на ш. Брать город штурмом.

2. Вообще решительное овладение чем-л., активные действия, предпринимаемые кем-л. для достижения чего-л. Ш. горной вершины. Ш. космоса. Ш. высот науки. Ш. ядерной реакции. / Шутл. Ш. магазина. Получить билеты штурмом. Выпивку будем брать штурмом. Ш. сугробов.

Штурмово́й (см.).

штурм (нем. Sturm — атака, приступ), способ овладения крепостью, городом или сильно укреплённой позицией.

ШТУРМ (нем. Sturm — атака — приступ), способ овладения крепостью, городом или сильно укрепленной позицией.

1. Решительная атака крепости, укрепления или опорного пункта противника.

В половине двенадцатого стрельба с обеих сторон затихла, а ровно в двенадцать часов начался штурм Малахова кургана. Л. Толстой, Севастополь в августе 1855 г.

Но Корнилов настоял: продолжать поход на Екатеринодар, чтобы брать город штурмом. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год.

Овладение чем-л., освоение чего-л. путем преодоления каких-л. трудностей.

Штурм горной вершины.

2. Активные, решительные действия, предпринимаемые кем-л. с целью достижения чего-л., получения каких-л. результатов.

Комсомол под руководством партии воспитывает молодежь, подготовляет новых членов партии, бойцов за дело рабочего класса, готовых к штурму капитализма. М. Калинин, О коммунистическом воспитании.

Настоящий штурм гена начался в 1961 году. В Москве собрался V Международный биохимический конгресс. Лучник, Невидимый современник.

Решительная атака крепости противника.

== Штурм капитализма. патет.

• Комсомол подготовляет новых членов партии, бойцов за дело рабочего класса, готовых к штурму капитализма (Калинин). МАС, т. 4, 734.

• Совхоз «Штурм Перекопа». СЖ, 25.08.70.

Штурм Зимнего. Шутл.-ирон. 1. Жарг. курс. Утренний туалет курсанта военного училища. Синдаловский, 2002, 207. 2. Разг. Давка, очередь у прилавка, чаще всего винно-водочного магазина. Синдаловский, 2002, 207. 3. Жарг. шк. Шутл. Толпа учеников у гардероба после окончания занятий. ВМН 2003, 154. 4. Жарг. арм., шк. Шутл. Вход солдат или учеников в школьную столовую. Максимов, 496.

Штурм Измаила. Жарг. шк. Шутл. Попытка ответить у доски. (Запись 2003 г.).

Брать/ взять штурмом что, кого. Разг. Завладевать чем-л., захватывать что-л., кого-л. приступом, силой. БМС 1998, 640.

шту́рм, шту́рмы, шту́рма, шту́рмов, шту́рму, шту́рмам, шту́рмом, шту́рмами, шту́рме, шту́рмах

сущ., кол-во синонимов: 10

стремительное наступление на противника)

ШТУРМ, приступ

брать штурмом => действие, непрямой объект

Читайте также  Абс что это такое в машине?

взять штурмом => действие, непрямой объект

начался штурм => действие, субъект, начало

начать штурм => действие, начало

Заимствование из немецкого, где Sturm — «штурм; шторм, буря». См. также шторм.

Из нем. яз. через польск. посредничество в Петровскую эпоху. Нем. Sturm — «штурм; набат; шторм, буря» восходит к др.-в.-нем. sturm — «буря, непогода».

Заим. в Петровскую эпоху из нем. яз., где Sturm — «штурм; набат; шторм, буря» < др.-в.-нем. sturm — «буря, непогода». См. шторм.

начиная с Петра I (см. Смирнов 338), штурмова́ть. Через польск. szturm, szturmować из нов.-в.-н., ср.-в.-н. sturm, stürmen; см. Преобр., Труды I, 108 и сл.; Брюкнер 556; Горяев, ЭС 426. Сюда же шту́рма «народный бунт», олонецк. (Кулик.). Ср. шторм.

ШТУРМ (нем. Sturm). Военный приступ на крепость, вообще на укрепленное место.

— Приступная деятельность военных.

— Способ овладения позицией.

— Альтернатива осаде замка.

— Абордаж на суше.

— Что такое эскалада?

— Отечественная эстрадная певица, спевшая про «школьный роман».

— Картина Константина Юона «. Кремля в 1917 году».

— Картина Петра Кривоногова «. Рейхстага».

— Картина Михаила Иванова «. Очакова».

— Картина русского баталиста Александра Коцебу «. крепости Нобебург».

— Картина Франца Рубо «. аула Ахульго».

— Сборник рассказов Юрия Нагибина «Последний . ».

— Австрийский футбольный клуб.

— Рассказ французского писателя Анатоля Франса.

ШТУРМ (Sturm) Жак Шарль Франсуа (1803-55) — французский математик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1836). Труды по краевым задачам уравнений математической физики, оптике и механике.

ШТУРМ (способ овладения) — ШТУРМ (нем. Sturm — атака, приступ), способ овладения крепостью, городом или сильно укрепленной позицией.

Штурм Жак Шарль Франсуа (Sturm) (1803-1855), французский математик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1836). Труды по краевым задачам уравнений математической физики, оптике и механике.

ШТУРМ Жак Шарль Франсуа — ШТУРМ (Sturm) Жак Шарль Франсуа (1803-55), французский математик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1836). Труды по краевым задачам уравнений математической физики, оптике и механике.

ШТУРМ Жак Шарль Франсуа (Sturm, Jacques Charles Francois)

(1803-1855), французский математик немецкого происхождения. Родился 29 сентября 1803 в Женеве. В неполные 14 лет закончил Женевский коллеж, поступил в Женевскую академию и в возрасте 24 лет был удостоен премии по математике за работы по сжимаемости жидкостей. В 1836 был избран членом Парижской академии наук. С 1840 — профессор Политехнической школы в Париже, где стал преемником С.Пуассона. Работы Штурма посвящены в основном решению краевых задач уравнений математической физики. С его именем связано создание теории колебаний струны, в рамках которой им вместе с Ж.Лиувиллем решена проблема нахождения собственных значений и собственных функций для обыкновенных дифференциальных уравнений (задача Штурма — Лиувилля). Известно правило Штурма, позволяющее определять число корней алгебраических уравнений, лежащих на заданном отрезке. Умер Штурм в Париже 18 декабря 1855.

Шутл.-ирон. 1. Жарг. курс. Утренний туалет курсанта военного училища. Синдаловский, 2002, 207. 2. Разг. Давка, очередь у прилавка, чаще всего винно-водочного магазина. Синдаловский, 2002, 207. 3. Жарг. шк. Шутл. Толпа учеников у гардероба после окончания занятий. ВМН 2003, 154. 4. Жарг. арм., шк. Шутл. Вход солдат или учеников в школьную столовую. Максимов, 496.

1. Утренний туалет курсанта военного училища.

2. Штурм прилавка, чаще всего винно-водочного магазина.

Жарг. шк. Шутл. Попытка ответить у доски. (Запись 2003 г.).

Стремительное вселение демократов в Смольный в августе 1991 г.

ШТУРМ УНД ДРАНГ — «ШТУРМ УНД ДРАНГ», см. «Буря и натиск» (см. БУРЯ И НАТИСК).

«Штурм унд дранг» — см. «Буря и натиск».

«ШТУРМ УНД ДРАНГ» — см. «Буря и натиск».

Специалист по прокладке курса надводных и подводных судов и летательных аппаратов.

ШТУ́РМАН, штурмана, муж. (голланд. stuurman). На больших, а также военных судах — специалист по кораблевождению. Старший штурман. Младший штурман. 1) На малых судах — помощник капитана.

|| В авиации — специалист по вождению летательных аппаратов. Штурман эскадрильи.

ШТУ́РМАН, -а, мн. -ы, -овразг.) -а, -ов, муж. Специалист по проведению по курсу судов, летательных аппаратов.

Подземный штурман (разг.) нивелировщик на подземных работах.

| прил. штурманский, -ая, -ое.

ШТУРМАН — мор. вообще, кто ведет дневник пути корабля, делает счисленье, наблюдает и вычисляет широту и долготу, определяет место корабля на карте и пр. Корпус штурманов, штурмансках чинов. Штурманская должность, -каюта. Штурвал муж. ворот с рукоятими, коим правят на корабле, управляя рулем; штуртрос, веревка или витой ремень, который ворочает руль, возжица.

ШТУ́РМАН 1́ , -а, м

Человек, являющийся специалистом по проведению морских судов или летательных аппаратов по курсу.

Эту фотографию подарил мне штурман «Св. Марии» Иван Дмитриевич Климов (В. Кав.).

ШТУ́РМАН 2́ , -а, мн -ы, -ов, м

Спортсмен в автомобильном ралли и некоторых других видах спорта, сидящий рядом с пилотом и направляющий автомобиль по курсу.

Штурман, впервые участвующий в ралли, внимательно следил по карте за передвижением спортивного автомобиля по незнакомой местности.

ШТУ́РМАН -а; мн. шту́рманы; (проф.) штурмана́; м. [голл. stuurman] Специалист по вождению надводных, подводных и воздушных кораблей. Ш. дальнего плавания. Старший, младший ш. Потомственный ш. Академия штурманов. Ш. устанавливал курс.

Шту́рманский, -ая, -ое. Ш-ая должность. Ш. мостик. Ш-ая рубка. Ш-ие расчёты. Ш. талант.

-а, мн. шту́рманы и штурмана́, м.

Специалист по вождению надводных, подводных кораблей и летательных аппаратов.

Штурман дальнего плавания.

Штурман был многоопытный парень, не раз приводивший самолет на такие вот тайные лесные партизанские аэродромы. Б. Полевой, Золото.