Принцип работы ПГУ в КАМАЗе

ПГУ на Камаз или пневмогидравлический усилитель привода, состоит из следующих основных частей:

передний и задний корпусы;
защитный кожух;
поршни (гидравлический с толкателем, пневматический);
следящий механизм;
клапаны (перепускной, впускной, выпускной);
диафрагма редуктора;
отверстия для подвода жидкости и воздуха.
Место крепления усилителя привода находится с правой стороны картера сцепления.

Передний корпус устройства обычно изготавливается из чугуна, а задний – из алюминия. Каждый имеет по 2 расточки, в которые устанавливаются поршни и следящий механизм. Соединение корпусов производится болтами. В переднем установлен пневматический поршень, уплотнённый резиновой манжетой. В дно его упирается гидравлический поршень, конструктивно изготовленный вместе с толкателем (его также называют «поршень выключения»). Полость гидравлического поршня защищена от проникновения пыли и грязи. Толкатель отклонён от оси на определенный угол для правильного функционирования усилителя привода сцепления.

Таким образом, ПГУ состоит из двух полостей, пневматической и гидравлической, с блоком управления или следящим устройством, которое подпружинено к корпусу и соприкасается с двухседельным впускным клапаном. Функциями следящего механизма ПГУ являются наблюдение за усилием, прикладываемым к педали, и пропорциональное изменение давления воздуха в полости перед пневматическим поршнем.

Краткая схема работы усилителя привода сцепления выглядит следующим образом.

После нажатия на педаль жидкость из главного цилиндра приходит в полость перед гидравлическим поршнем, а также по каналу в заднем корпусе к следящему поршню.
Следящий поршень вместе с диафрагмой редуктора смещается вперёд, при этом выпускной клапан закрывается.
Дальнейшее перемещение открывает впускной клапан, и сжатый воздух приходит в полость перед пневматическим поршнем.
Сумма усилий пневматического и гидравлического поршней передаётся через толкатель на рычаг привода выключения сцепления. Суммарное усилие, полностью выключающее сцепление, обеспечивается достаточно небольшой силой нажатия на педаль – всего около 15-20 кгс (150-200 Н).
В это же время сжатый воздух приходит в полость перед диафрагмой, прогибающейся назад, при закрытом впускном клапане.
Последующие нажатия на педаль сцепления вызовут новый приток воздуха к пневматическому и следящему поршням. Именно благодаря этой последовательности процессов усилие на педали пропорционально давлению воздуха на пневмопоршень.
Если в системе отсутствует воздух, возможность выключения сцепления всё же сохраняется благодаря давлению рабочей жидкости, которая находится в гидравлической части усилителя привода сцепления. Конечно же, нажатие на педаль в этом случае должно быть гораздо сильнее – в диапазоне 70-90 кгс (700-900 Н).